Ярославль храм Илии Пророка

полет в прошлое — ярославль — храм илИи пророка

Из старинных гравюр города Ярославля видно, как много храмов было воздвигнуто вдоль берега Волги. В самом центре города расположен шедевр ярославских зодчих — храм Илии Пророка (Ильинская церковь). Церковь была построена в 1647 году и освящена в 1650 году. Деньги на постройку дали удачные богатейшие купцы Скрипины (Аникий и Бонифатий). Они торговали пушниной и драгоценными камнями, поставляли свой товар царскому двору и именовались государевыми гостями. Братья хорошо знали лучших зодчих и художников, поэтому на строительство храма в память о своих родителях они наняли самых искусных мастеров.

Наиболее почитаемые иконы храма — Спасителя, Божией Матери, Святого Иоанна Предтечи и лик Илии Пророка, во славу которого воздвигнут этот храм. Центральные иконы храма Илии Пророка — работа талантливого живописца Зубова. Икона Знамение Федора Игнатьева — тончайшее миниатюрное письмо (школа ярославских живописцев XVII века).

Ильинская церковь знаменита не только иконами, но и своими изумительными фресками. Росписи сводов и двух верхних ярусов на темы Евангелие. Третий ярус иллюстрирует книгу деяний апостолов, четвертый ярус — житие пророка Илии, пятый — житие ученика пророка Илии (Елисея). Нижний пояс стен и подоконники расписаны травным орнаментом. Орнаментом заполнены одежда и утварь, это подчеркивает декоративный характер живописи. Гармония голубых, розовых, золотистых тонов создает праздничное жизнерадостное настроение.

Храм построен при царе Алексее Михайловиче, строительство завершено при патриархе московском Иосифе и митрополите ростовском и ярославском Варлааме.

Находясь в храме, взором проникаешь в глубины веков, в историю ветхозаветного времени, в тот период, когда среди израильского народа явился пророк божий Илия (самый великий пророк после Моисея). Святой пророк Илия родился за девятьсот лет до рождества Христова. Имя его означает «крепость Господня» (в переводе с древнееврейского). Этой крепостью он отличался всю жизнь. Его служение заключалось в стоической проповеди истинной религии, той религии, которая к этому времени начала утрачиваться. В царствование израильского царя Ахава Илия вступает на пророческое служение. Жена Ахава Иезавель при дворе завела культ многих языческих богов. Ко двору был принят целый штат языческих жрецов. Иезавель имела сильное влияние на Ахава. В конце концов и сам царь начал склоняться на почитание этого языческого культа. Пророк божий Илия дерзновенно, не боясь преследования, явился к царю Ахава и уличил его в этом нечестии. Он предсказал полное уничтожение всего рода Ахава, всех его потомков. Иезавель озлобилась на пророчество пророка, начались преследования. Пророк Илия вынужден был менять один город за другим, переходить с места на место, гонимый преследователями. По молитвам святого пророка Илии господь заключил небеса на три года, началась великая засуха. В конце этой засухи пророк Илия является к Ахаву, говоря о том, что это наказание божие, посланное израильскому народу за его отступление и нечестие. Желая показать силу единого бога в глазах народа, святой пророк Илия низводит с неба огонь божий, который подпалил жертву, приготовленную единому богу. Языческие боги в молитве не смогли этого произвести. Народ, ожидавший доказательств силы единого бога, признал истинным свидетельство пророка Илии. По сказаниям библии, языческие пророки были уничтожены народом. Однако это не обратило царский двор к почитанию истинного бога, преследования пророка продолжались. Заключительным моментом жизни пророка Илии является взятие его на небо. Пророк Илия на глазах своего ученика Елисея был взят на небо в огненной колеснице. Это послужило основанием той вере христианской церкви, которая говорит, что во время пришествия антихриста пророк Илия вновь явится в мир для того, чтобы закончить свою проповедь единого бога. Он оправдал свое имя «крепость Божия» всей своей жизнью. Теперь он является здесь тем, кому посвящен главный престол храма.