Муром — самый древний город Владимиро-Суздальской земли, расположенный на левом берегу реки Оки, на границе с Нижегородской областью.
Город с тысячелетней историей известен своими легендами — о богатыре и соловье-разбойнике. Этот город почти на 300 лет старше Москвы, основан в 862 году. Муром известен своим богатырем, который отправился в дремучий лес, обрел там недюжинную силу и одолел Соловья-разбойника. С тех пор минуло девять веков, но героя чтят до сих пор — На Кремлевкой горе (названной так потому, что на ней стоял городской Кремль) установлен памятник богатырю Илье Муромцу. Известно, что богатырь родился в окрестностях Мурома.
Город вошел в историю как поставщик стерляди царского двора. В те времена по особенному жарили стерлядь на палочках и в таком состоянии поставляли к царскому столу. Над рекой Окой, в Рыбной слободе, стоял царский двор Ивана Грозного в окружении деревянных храмов. До революции это был торговый город с многочисленными ярмарками.
Многим город знаком благодаря Святым Петру и Февронии Муромским. В Муроме, в Свято-Троицком женском монастыре (изображен на елочном шаре), пребывают мощи божьих угодников. Исторически это самый молодой монастырь Мурома (середина XVII века). До этого здесь стояла скромная деревянная церковь в честь Святой Троицы. В XVII столетии благодаря пожертвованиям купцов началось каменное строительство. Купец Тарасий Борисов в память о своей семье возводит Свято-Троицкий храм (1642 год — начало строительства, через год храм был уже построен). Этот храм самый узорчатый в Муроме. К собору ведет надвратная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом шатровая колокольня, а вокруг монастырские стены. До революции монастырь жил достаточной тихой жизнью, был немногочислен. Его второе духовное рождение связано с тем, что сюда были принесены мощи супругов.
Святые Петр и Феврония жили в городе Муром в XIII столетии. Согласно житию, в городе правил Князь Павел. К нему, в его семью, летал искуситель рода человеческого сатана, принимая облик змея или дракона. Старцы сказали, что смерть змея наступит от Петрова плеча и Агрикова меча. У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч. Петр находит меч и вступает в битву со змеем, побеждает его. Когда поражает змея мечем, частички крови змея попадают на тело Петра. После чего тело Петра покрывается язвами и князь Петра тяжело заболевает. Начинаются поиски лекаря. В Рязани гонец находит простую крестьянскую девушку по имени Феврония. Феврония сказала, что вылечит князя, но в случае, если будет его супругой. Петр пообещал жениться на ней, но в душе слукавил. Девушка приготовила ему снадобье. Князь выдвигает одно важное условие, согласно которому одну язвочку надо оставить непомазанной. Когда князь Петр получает исцеление, он забывает о своем обещании жениться на простой крестьянке. Феврония предугадывала, что так будет. Из непомазанной болячки болезнь вновь распространяется по телу Петра. Петр же воспринимает возвращение болезни как кару свыше за обман девушки. Вновь посылают гонца к Февронии, которая не держит зла на князя. Она безвозмездно второй раз вылечивает князя от болезни.
Петр оценил отзывчивость и доброту Февронии и женился на ней. Браком были не довольны местные дворяне. Они предлагали Февронии богатства, только бы она покинула город и не была их правительницей. Петр и Феврония покидают пределы негостеприимного города Мурома. В Муроме началась кровопролитная борьба за власть. Вскоре бояре поняли, что зря прогнали святых. Супруги возвращаются и правят в мире и благоденствии. Это был один из периодов расцвета города. В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь. Петр уходит в мужской монастырь и получает имя Давид. Феврония уходит в женский и получает имя Праксинья. Они просили, чтобы муромцы похоронили их в единой гробнице. Когда они скончались, муромцы изначально не выполнили их просьбу. Тела волшебной силой соединились в единой гробнице. Их разъединили и снова тела соединились. Это происходило троекратно. Муромцы оставили их в покое. Мощи хранились в Муроме в соборе Рождества Богородицы. После революции собор был разрушен. В 1923 году мощи были переданы в музей. В 1989 году — в Благовещенском мужском монастыре. В 1991 году возрождается Троицкая женская обитель. Через год сюда перенесли мощи святых супругов.
Троицкая и Благовещенская обители стоят на древней земле Вышнего городища. Когда-то здесь находился двор князя Святослава Святославовича. Его мощи и мощи его двух сыновей (Михаила и Федора) покоятся ныне в соборе Благовещенского монастыря (середина XVI века). Там же находится надгробный камень с могилы князей, помогающий в исцелении болезней. Особо почитаемыми святынями Благовещенского монастыря являются чудотворные иконы: образ Богоматери Иверской (1688 года), образ Богоматери Козельщанской (XIX век). Они расположены в пределе Иоанна Богослова. В 1563 году Иван Грозный отстроил храм в камне — таким он дошел до наших дней.
До наших дней сохранилась Николо-Набережная церковь. Сегодня здесь покоятся мощи Ульянии Лазаревской.