
полет в прошлое — ТОРЖОК — ГОРОД ЗОЛОТОШВЕЙ, ПОЖАРСКИХ КОТЛЕТ, УЮТНЫХ ПАРКОВ И СКВЕРОВ.
Торжок — древний русский город на берегах реки Тверцы, которому по преданию, более тысячи лет. Историки называют город уникальным — здесь сохранился средневековый ландшафт, древнерусская и европейская архитектура. Множество мест и событий связаны с Пушкиным, Екатериной Второй, архитектором Николаем Львовым, а самое главное — с преподобным Ефремом Новоторжским, которого называют основателем и небесным покровителем города.
Точной даты основания Торжка не сохранилось. Однако с этими, изначально новгородскими, а затем тверскими землями, связано много тайн, легенд, исторических фактов. Одна из причин, что документы не сохранили точных сведений о городе в том, что почти тридцать раз Торжок сжигали и разоряли. В начале XIII века, по приказу татарского хана, в огне погибли почти все жители города, были уничтожены почти все рукописные памятники и артефакты. Известно, что в древности это было крупное торговое поселение. Основателем города, по основной версии, называют преподобного Ефрема Новоторжского, монаха и странника, который пришел в эти места для того, чтобы на пересечении торговых путей помогать тем, кто лишился крова, денег и нуждается в утешении. На эту землю он пришел в 1015 году и начал свое служение Богу и людям со Странноприимного дома. В те древние времена в России еще не строили монастырей, а почти все храмы были деревянные.
Странноприимный дом Ефрема Новоторжского и его первая церковь, строительство которой относится к 1038 году, стали первыми шагами монашеского служения на Торжокской земле. Уже к XII веку на этом месте разрастется Новоторжский Борисоглебский монастырь — главная обитель города. Археологи подтверждают, что в X веке город уже был, был богатым, по своему значению сопоставим с богатейшими городами Руси, мог позволить себе каменное строительство (что по тем временам было невероятным). В значительной части город имел христианское население. Во все времена монастырь был главной святыней, куда приезжали тысячи верующих. Речь идет не о провинциальном полуразрушенном монастыре, а об одном из самых древних русском монастыре.
Эти события берут свое начало на заре христианства, примерно тысячу лет назад. Православный уклад жизни только начинает укрепляться на территориях русских княжеств. О Ефреме Новоторжском известно, что он и его братья пришли на Русь из Венгрии и служили киевскому князю Владимиру. Младший брат Ефрема (Георгий), погиб в междоусобной войне, в которой также были убиты княжеские сыновья Борис и Глеб. Георгию наемники отрубают голову. Это происходит не на поле битвы. Увидев на груди у Георгия медальон «Золотая гривна», наемники отрубают голову, чтобы забрать медальон. На месте гибели брата преподобный Ефрем нашел только его голову. Предположительно, убийство Георгия, а также смерть Бориса и Глеба стали причиной того, что он принял решение уйти от княжеского двора и посвятить себя монашеской жизни. После того, как в Византии принято решение — причислить убиенных князей Бориса и Глеба к лику православных святых, в память о них преподобный Ефрем, его сподвижник монах Аркадий и другие ученики начинают строить церковь, которая станет основой Борисоглебской обители.
Церковь была построена в 1038 году. Эта дата считается основанием Борисоглебской обители. Получается, что монастырь основан раньше, чем Киево-Печерская лавра (основанная в 1051 году). Поскольку преподобный Ефрем пришел в Торжок именно из Киева (до этого служил князьям — правителям Руси), дату возникновения его обители чаще всего принято сравнивать со временем основания Киево-Печерской лавры.
Последующие исторические события Торжок щадили мало. Одним из памятников архитектуры Торжка является Старовознесенская Тихвинская церковь, которую с сегодня можно увидеть. Современный город — это уже архитектура XVIII — XX века. В беспощадный советский период здесь многое разрушили. В Борисоглебском монастыре была тюремная пересылка. Обитель, как и сам город, утратила многие святыни, в том числе и мощи основателя.
Именно в Торжке, на территории Северо-Западной Руси, появился первый каменный храм. Свою главную историю основания город подтвердил только в XVI веке, когда в очередной раз перестраивался Борисоглебский собор, и были обнаружены святые нетленные мощи преподобного Ефрема Новоторжского (1572 год). Тогда же было составлено и его житие, дошедшее до наших дней. Начались исследования древней истории Торжка, которые продолжаются и сегодня.
В XVIII веке внешний вид и архитектурное убранство города во многом определяет императрица Екатерина Вторая. Именно она дает поручение уроженцу здешних мест Николаю Львову архитектурно развивать город и построить главный собор обители (изображен на елочном шаре). Доподлинно известно, что Екатерина Вторая лично приезжала на закладку его первого камня.

Не менее важный след здесь оставил и Александр Сергеевич Пушкин, который был частым гостем Торжка и рекомендовал к посещению гостиницу Пожарских. Сегодня здесь туристский центр, где можно получить подробную информацию по экскурсиям, ресторанам, отелям, достопримечательностям, а также оказаться в музейно-выставочном пространстве, которое формирует Всероссийский Историко-Этнографический музей. Здесь Пушкин и Николай I попробовали Пожарские котлеты, которыми были впечатлены. Торжок известен своими золотошвеями. В конце XIX века предметы, вышитые торжковскими золотошвеями, произвели фурор на выставке в Лондоне. До сих пор это один из самых главных трендов Торжка, который знают во всем мире. Торжок — город золотошвей, пожарских котлет, уютных парков и скверов.
Торжок предлагал проезжающим вышитые золотом изделия из шелка и кожи.
