ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРАЗДНИКОВ — НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО
Чтобы Вы могли с интересом для себя выделить время на знакомство с нашей продукцией, предлагаем Вашему вниманию примеры елочных шаров Метелица (на основе выполненных ранее заказов) и рассказ об истории праздника Нового года, его атрибутах, традициях, главных героях.
Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда взялись и что означают различные новогодние символы (снеговик, подкова, елка, кошелек…) и как они используются в рамках Этикета дарения подарка (делового, дружеского, семейного). Узнаете, что является знаком невероятной удачи. Вас ожидает удивительная история поздравительных посланий. Какой скрытый смысл можно заложить в Ваше новогоднее обращение… Эта информация пригодится Вам для подготовки к зимним праздникам, привнесет новые идеи и вдохновение!
Стараемся быть полезными для Вас и с большим удовольствием изготовим уникальные елочные шары в красивой подарочной упаковке!
Метелица — авторская лаборатория для тех, кто предпочитает нестандартные праздничные решения. В интернет-магазине Метелица есть каждый желающий может заказать эксклюзивные елочные шары ручной работы с индивидуальным изображением (персонализированные, с логотипом, на рождественскую и любую другую тематику).
Вот уже больше сотни лет елочные игрушки создают волшебную атмосферу события и дарят тепло в канун новогодних и рождественских праздников. Если вы хотите подарить настоящее праздничное настроение и незабываемые впечатления, то вам сюда!
Ознакомьтесь с примерами елочных шаров Метелица из рассказа о новогодних праздниках!
Новый год и Рождество — любимые всеми праздники! Даже когда мы просто произносим эти слова, в нашей памяти всплывает множество ярких картинок: сияющая разноцветными огоньками, наряженная игрушками елка, фигура деда Мороза, ангелочков, зимние детские забавы…
Заветные мечты, рождественские и новогодние подарки, пожелания были и остаются схожими у людей прошлых поколений и современной аудитории. В этом и кроется секрет новогодних игрушек — они никогда не устаревают. Они делают воспоминания и чувства зримыми, помогают восстановить в памяти трогательные и дорогие картины прошлого. Они создают атмосферу праздника, вселяя веру в лучшее будущее!
Тысячи людей признаются, что им по-прежнему очень приятно получать в подарок на Новый год елочные игрушки, сделанные вручную. Такой подарок кажется более «живым», теплым и добрым. Здесь можно выбрать елочные игрушки на любой кошелек (шары 6 см от 250 рублей). В игрушках ручной работы Метелица есть своя прелесть. Это сюжеты на излюбленные зимние темы: елки, ангелочки, Дед Мороз, волшебные заснеженные домики, символ года, всевозможные зимние забавы — от катания на тройках до игры в снежки.
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ЕЛКА НА НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ
В наши дни трудно представить рождественский и новогодний праздник без елки или хотя бы еловых веток, украшенных красивыми шарами. Но вечно-зеленое деревце стало символом Нового года и Рождества далеко не сразу. В старину люди поклонялись силам природы, и думали, что в морях, реках, лесах, за облаками и подземной поверхностью живут самые разные живые существа: боги, духи, всевозможные сверхъестественные создания. Они могут быть добрыми, порой помогать людям, а могут и навредить — особенно когда бывают не в настроении. И нужно жить с ними в мире. Часто с древними богами ассоциировались те или иные растения или животные: так, например, древние греки были уверены, что богиню Афину всегда сопровождает сова — символ мудрости, а бог красоты и искусства Аполлон неизменно носит на своих золотых кудрях венок из веточек лавра. У древних скандинавов дуб почитался как дерево Тора, бога грома и молнии. А значит, неуважительное и жестокое отношение к какому-то цветку, дереву или животному могло вызвать гнев божества.
Вечнозеленые растения привлекали к себе особое внимание: вокруг лежит снег, а они по-прежнему одеты зеленой ароматной хвоей. Уже в древности самые разные народы приписывали мистические способности елям, соснам, кедрам. Вечнозеленые растения почитались как олицетворение вечности, силы, памяти. Им приписывали свойства передавать в потусторонний мир человеческие пожелания, получать оттуда информацию и усмирять злых духов.
Древние кельты, например, часто совершали жертвоприношения под елями, считая, что такая жертва быстрее дойдет до богов, которым она предназначается. Также они украшали вечнозеленые деревья цветными лоскутками, бусами, резными фигурками. Древние скандинавы не только изготавливали из иголок и коры сосны целебные составы, но и считали сосну деревом, способным усмирить душевное волнение, облагородить человека и придать ему сил. С приходом христианства вечнозеленые хвойные деревья стали восприниматься как символ стойкости, неизменности, вечной жизни и любви. А языческие жертвоприношения и украшения превратились в ритуалы и предметы, напоминавшие о событиях Святого Писания.
В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, все окрестные деревья и другие растения внезапно зацвели и начали плодоносить. Люди решили сохранить память об этом удивительном явлении, ежегодно украшая деревца в садах самодельными игрушками, цветами и гирляндами, — таким образом, старые обычаи приобрели новый смысл. Постепенно елка и украшения на ней начали ассоциироваться с христианской верой, с рождеством Иисуса Христа. Поэтому сцену поклонения волхвов принято украшать еловыми веточками.
О самых первых домашних елках до нас дошли очень смутные сведения. Зато известно практически достоверно о том, что немецкий богослов Мартин Лютер в XVI столетии вместе со своей семьей наряжал у себя дома вечнозеленое деревце. К этому времени уже сложилась символика украшений рождественской елки: венчала ее «Вифлеемская звезда», свечи символизировали молитвенное горение души, изображения ангелов (все игрушки тогда были только ручной работы) — связь между земным и небесным миром, яблоки и прочие лакомства — райские кущи.
Существует легенда, рассказывающая о том, как появилась традиция наряжать рождественское деревце. В рождественскую ночь младенцу Иисусу пришли поклониться не только пастухи и волхвы, но и животные, птицы и даже растения. Пришла и елка. Но она не приближалась к яслям и стояла в отдалении. «Почему ты не подходишь ближе?» — спросили ее. «Я боюсь испугать младенца своей темной колючей хвоей, — ответила елка. — А еще у меня очень клейкая смола и жесткая кора — боюсь, что ребенок повредит свою нежную кожу, если захочет меня потрогать. И тогда другие деревья, кустарники и цветы поделились с елкой своей красотой. Стала она нарядной, яркой и красивой. Посмотрел на нее младенец Иисус — и улыбнулся. Так и появилась традиция наряжать елку и еловые ветви на Рождество.
Ниже приведены примеры шаров, выполненных по изображениям заказчика:
РОЖДЕСТВО И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ АТРИБУТЫ
В первые века распространения христианства главными источниками информации для верующих были проповеди священнослужителей и священные образы. Большинство населения было попросту неграмотно. Постепенно складывались каноны — правила, как именно нужно изображать того или иного святого, ту или иную сцену из Священного Писания. По сей день одним из самых распространенных сюжетов в искусстве — остается сцена Рождества: появление на свет младенца Иисуса и сцена поклонения волхвов.
Сама пещера Рождества находится в Вифлееме, под амвоном храма Рождества Христова. Ниша, где некогда стояли ясли, сыгравшие в рождественскую ночь роль колыбели, облицована мрамором. Именно она стала образцом для всех последующих изображений так называемого Вертепа. Вертеп (так раньше называли пещеры) — это воспроизведение сцены Рождества, обычно с помощью объемных фигурок. Подобные сюжеты раньше называли «Библией для неграмотных». Считается, что одни из первых подобные панорамы создавал святой Франциск Ассизский в XIII веке. Существовали также вертепы театральные, где при помощи кукол разыгрывались сцены Священного Писания.
В католических странах вертепные композиции много веков подряд являлись необходимым элементом рождественского декора. Их устанавливали в домах рядом с рождественскими елками, располагали в церковных двориках, в холлах гостиниц, в витринах магазинов. В России эта традиция появилась позднее, после революции практически исчезла и снова начала укореняться лишь в последние годы.
Нередко в сценах Рождественского Вертепа можно увидеть ангелов (в память о том, что именно ангел, по преданию, оповестил пастухов о рождении Мессии), чудесную звезду, которая привела в окрестности Вифлеема тех, кто хотел поклониться Иисусу, разнообразных домашних и диких животных, которые зачарованно смотрят на струящийся с неба свет. Также ангелы укладывают подарки под подушку спящим детям, несут в руках елки и свечи, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют, прославляя праздник Рождества.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СИМВОЛЫ
ПАДУБ ОСТРОЛИСТНЫЙ. На европейских открытках часто можно увидеть изображение веток падуба остролистного. Это растение — признанный символ Рождества; правда, в наших широтах оно не так известно, как в Европе. В древности это высокое вечнозеленое дерево с толстыми кожистыми листьями, оснащенными колючками, почиталось как символ мужественности. Друиды считали, что падуб оказывает помощь в борьбе со злом, выводит на чистую воду недоброжелателей, защищает от яда и колдовства. Именно из остролиста изготавливались самые действенные волшебные палочки! Именно его древесину часто использовали для изготовления стрел: считалось, что это дерево помогает стрелам сохранять баланс в полете и попадать в цель. А оружие, для изготовления которого использован падуб, получается очень надежным и обеспечивает прекрасную защиту. Яркая окраска падуба — зеленые листья и алые, созревающие к зиме ягоды — сделала его одним из символов солнца в традиции кельтов. Когда в Европе распространилось христианство, падуб стал одним из самых популярных растений для изготовления рождественского декора. Колючки падуба напоминали верующим об искупительной жертве Христа, пришедшего в наш мир. Венки из падуба, прикрепленные к дверям, как считалось, отпугивают нечистую силу. И, наконец, ветки и плоды падуба просто очень красивы и прекрасно смотрятся на фоне белого снега!
ОМЕЛА — еще один рождественский символ. Это вечнозеленое растение по сути своей — паразит. Пышные округлые кусты омелы поселяются на ветвях и коре деревьев и высасывают из них питательные вещества. Но, несмотря на такой неприглядный образ жизни, омела издавна вызывала уважение людей своими лечебными свойствами. С ее помощью лечили заболевания кожи, туберкулез, астму. Считалось, что для того, чтобы омела не утратила своих волшебных свойств, при сборе ее ни в коем случае нельзя дать кусту соприкоснуться с землей. Это растение почиталось как символ стойкости, богатства, плодородия и любви. Особо ценились ветки омелы, на которых уже появились белые круглые ягодки. Ветки эти добавляли к венкам из падуба, украшающим двери, а также использовали как самостоятельные обереги для дома. Поцелуй под пучком омелы считался очень хорошей приметой.
КОЛОКОЛЬЧИКИ. На рождественских сюжетах часто изображаются колокольчики. Как и многие другие символы, этот уходит корнями в давние, дохристианские времена. Тогда полагали, что шум отпугивает нечистую силу. А звук колокольчика — чистый и звонкий — считался наилучшим способом развеять зло. Видели на заборах и частоколах в сельской местности укрепленные вверх тормашками кувшины, крынки и консервные банки? Да, конечно, некоторые из них просто разместили там для просушки. Но изначально разнообразные склянки, шумевшие и дребезжавшие от ветра, отпугивали нечисть. В этом поверье также берет начало обычай, который стал популярен в Европе и Америке, а в России не прижился: привешивать к автомобилю или карете молодоженов хвост из консервных банок или любой другой гремящей утвари. Когда христианские каноны и обычаи полностью сложились, колокола и колокольчики по-прежнему занимали важное место в культуре — только теперь они уже в первую очередь прославляли Господа, становились символом благой вести. Вот поэтому колокольчики разных калибров украшают рождественские елки и венки, а также в изобилии представлены в оформлении новогодних и рождественских подарков.
НЕЗАБУДКИ. Этот нежный маленький цветок не имеет никакого отношения к зимним праздникам… На самом деле все очень просто. Его название, которое на многих языках звучит как «не забывай», должно было напоминать о Божественной идее и о божьих заповедях. Поэтому сюжеты, посвященные Рождеству, появлению на свет Иисуса Христа, часто украшены изображениями незабудок. Особенно эта традиция была сильна в Германии и некоторых странах Северной Европы.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА
История деда Мороза началась с появления Санта-Клауса. В свою очередь Рождественский дед, Санта-Клаус и многие другие имели один прототип: святой Николай, более известный как Николай Чудотворец или Николай-угодник, христианский святой первых веков нашей эры. Он почитался как покровитель путешественников, вдов, сирот, малолетних детей.
Почему образ святого Николая Чудотворца трансформировался в один из символов рождества? Согласно преданию, у одного бедного горожанина было три дочери. Семья жила в такой нищете, что отец не только не мог обеспечить приданое своим дочкам, но даже задумался о том, чтобы продать одну из них в рабство. Об этом стало известно святому Николаю — и он тайком подбросил в дом бедняка кошелек с золотыми монетами. Семья была спасена, а в христианском мире было положено начало традиции праздничных сюрпризов.
Первоначально подарки детям преподносились от имени святого Николая в день почитания этого святого, 6 декабря. В XVI веке в Европе началась реформа: Мартин Лютер начал борьбу с излишней роскошью католической церкви. Обряды предельно упрощались, а почитание святых практически сошло на нет. В это время сложилась новая традиция: отныне подарки детям дарил не святой Николай, а младенец Христос, а вручение подарков было приурочено к важнейшему в Европе христианскому празднику — к Рождеству. Постепенно все вернулось на круги своя: вручение подарков снова посвятили Святому Николаю, но время вручения оставили тем же — рождественские праздники.
Образ самого святого тоже несколько изменился. Вернее, в нем появились местные особенности. Так, в Америке в 1820-х годах преподаватель Колумбийского университета Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей сказку о Санта-Клаусе — добром сказочном персонаже, который дарит детям подарки. Благодаря Муру начал складываться классический образ Санта-Клауса, мчащегося на оленьей упряжке добродушного толстяка с длинной белой бородой, в ярком красно-белом костюме и с огромным, нагруженным подарками мешком.
В Нидерландах аналогом Санта-Клауса стал Синтаклаас — величественный старец, на голове которого красуется епископская митра. В Италии — это рождественский дед, или Баббо Натале, который также, как и его многочисленные коллеги, приносит подарки под елку послушным и добрым детям. Во Франции — тоже рождественский дед, или Пэр-Ноэль. Все эти персонажи могли не только одаривать мальчиков и девочек, но и наказывать их за неподобающее поведение.
В Германии, Австрии, Чехии и некоторых других регионах непременным спутником святого Николая считался рождественский черт Крампус. В то время, как добрый святой раздавал подарки послушным детям, Крампус вручал непослушным уголек или суковатое полено. В особо серьезных случаях он мог схватить маленького хулигана, посадить его в мешок и утащить с собой. Крампуса часто изображали с кандалами и пучком розог — символами наказания. В Италии почиталась и почитается до сих пор добрая ведьма Бефана. Она может проникать в дома через печную трубу и так же, как Баббо Натале, оставлять подарки для детей. Если дети не отличались хорошим поведением, Бефана оставляла для них угольки или мусор. Если же младшие члены семьи вели себя достойно, ведьма не только одаривала их сладостями, но и наводила порядок в доме. Спутником Санта-Клауса в Северной Европе иногда считался Черный Пит, который выглядел как темнокожий молодой парень в яркой экзотической одежде. Пит помогал как раздавать подарки, так и наказывать недостойных. По одной из версий, Пит изначально был слугой с перемазанным сажей лицом — он помогал святому подбрасывать подарки через дымоход. Потом он трансформировался в уроженца Северной Африки, которого, по легенде, Синтаклаас освободил от рабства во время одного из своих путешествий и тот в знак благодарности решил везде сопровождать его.
Во многих странах Европы существовал обычай: в лесу выбирали старое толстое дерево (англичане, например, часто делали это сразу после прошедшего Рождества, и дерево у них ожидал своего часа почти год). Его спиливали, очищали от веток и со всеми почестями везли домой. Иногда будущее рождественское полено украшали еще на пути из леса! Затем глава семьи вносил его в дом. Полено поливали вином и медом, посыпали зерном и пряностями, а затем укладывали в очаг и поджигали. В идеале полено должно было тлеть двенадцать дней и ночей (или от Рождества до Нового года). Золе от сгоревшего рождественского полена приписывались магические свойства: ее рассыпали вокруг дома для защиты домочадцев от всех болезней, ее понемногу добавляли в напитки и блюда (с той же целью), носили на шее в маленьком мешочке как оберег. Угольки от сгоревшего полена бережно хранили до следующих зимних праздников, и, когда приносили в дом и поджигали новое полено, посыпали его угольками от старого, чтобы счастье и достаток никуда не ушли из дома. Трудно сказать, где истоки этого обычая — скорее всего, еще во временах языческих. Сейчас, конечно, далеко не все могут себе позволить иметь камин, в котором можно сжечь огромное полено. И часто его заменяют самой большой, красивой и толстой рождественской свечой, которую только удалось найти. А любители вкусненького пекут десерт, который так и называется — «рождественское полено».
Еще в древности у славян почитался Мороз — как олицетворение природной стихии. Характер у него был суровый: Мороз мог погубить урожай или погубить путника. В XIX веке были попытки перенести на российскую почву европейские образы. Так, в годы правления Александра II в документах, описывающих придворные празднества, упоминается «Старый Руперт». В немецком фольклоре это был странник, сопровождавший святого Николая и наказывавший непослушных детей. Иногда он был одет в рыцарские доспехи. Примерно в это же время, благодаря сказке «Мороз Иванович» в обработке Владимир Одоевского в российской культуре складывается образ некоего волшебного старика, живущего в «ледяном доме». Также зафиксированы случаи, когда наши купцы приобретали за границей изображения и игрушки с образом святого Николая и выпускали их в продажу в России.
Таким образом, Дед Мороз, который у нас к концу XIX века пришел на смену всем европейским прототипам, скорее был собирательным образом, волшебником, связанным с рождественскими праздниками. Просуществовал этот образ недолго: революция 1917 года подвела черту под традициями Рождества и всем, что им соответствовало. В итоге, Дед Мороз все же вернулся — уже не как рождественский, а как новогодний символ!
ПЕРВЫЕ ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
В середине XIX века в Тюрингии, в городке Лауша, было налажено производство стеклянных елочных украшений. Примерно тогда же первые стеклянные игрушки начинают производить и в Российской империи, но в основном их завозили к нам все же из Европы и стоили такие игрушки очень дорого. Некоторые искусствоведы утверждают, что первые подобные украшения изготавливались в Европе еще в XVI веке, правда, массовым это производство не было. В 1895 году в Соединенных Штатах Америки изготовили первую электрическую гирлянду, которой украсили елку рядом с Белым домом. Гирлянды должны были стать более безопасным аналогом свечек, которые многие любили укреплять на наряженной елке.
ЯНВАРЬ ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ В ЧЕСТЬ БОГА ЯНУСА — ПОКРОВИТЕЛЯ ВСЕХ НАЧИНАНИЙ
Новый год — на протяжении многих веков этот праздник (день окончания старого года и начало нового) существовал параллельно с Рождеством. Вначале елки не имели к нему вообще никакого отношения. Еще в 46 году до начала нашей эры римский правитель Юлий Цезарь установил, что новый год будет начинаться 1 января. Январь и получил название в честь бога Януса — вдохновителя и творца, покровителя выбора и всех жизненных начинаний. Янусу молились, чтобы новый год был успешным, принес счастье и достаток.
Сам календарь стал называться в честь правителя Рима — юлианским. К началу нового времени новый год 1 января отмечало большинство европейских государств. У России был свой путь. Долгое время у нас встречали Новый год 1 марта: очередной рубеж тогда связывали с началом полевых работ, пробуждением природы. Годы же считали от сотворения мира. С конца XV века в России начали отмечать Новый год 1 сентября, и лишь в 1700 году, по воле Петра I, рубежом между старым и новым годом стала дата 1 января.
В указе Петра было сказано: «Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич … указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от рождества Христова 1700 года». Страна перешла на юлианский календарь, в стране сначала отмечалось Рождество (25 декабря), а потом уже Новый год — 1 января.
Годы начали отсчитывать от рождества Христова. На смену 7028 году от сотворения мира пришел 1700-й год. Царь Петр стремился уровнять Россию с другими европейскими странами. В том же указе давались рекомендации, что и как праздновать. В день Нового года была велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу (Москву) хвоей.
Указ Петра I: «По большим улицам у нарочитых домов перед воротами поставить некоторые украшения от древ и веток сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». А «людям скудным» предлагалось «хотя по деревцу или ветви на вороты… поставить, а стоять тому украшению января первый день». В царском указе говорилось только о «внешнем» украшении жилых домов и других построек. Внутри жилищ в то время елок никто не ставил.
Еловые, сосновые и можжевеловые ветки впервые появились в петровской Москве в честь Нового года (а не в честь Рождества). С украшенными деревьями Петр впервые познакомился во время путешествия по Европе и в московской Немецкой слободе (там это были елки рождественские). Рождество в России уже давно отмечалось, причем очень пышно и торжественно, однако наряжать елки в его честь тогда еще было не принято.
После смерти Петра многие его начинания были забыты, и на протяжении многих лет еловые ветви и ели символизировали вовсе не наступление нового года: их было принято крепить над дверями кабаков. Выражение «Упал под елку» тогда воспринималось вполне однозначно.
А новый год снова остался без елки… И лишь к середине XIX века в России прочно складывается традиция наряжать елку к Рождеству. В Петербурге проживало тогда много немцев, например — большой любительницей рождественских елок была супруга Николая I — Александра Федоровна, урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская. В 1817 году по ее инициативе была организована «семейная» елка в царских покоях в Москве, а на следующий год — в Аничковом дворце Петербурга.
Елку тогда обычно называли «Рождественское дерево». Особых украшений на елках не было — разве что развешанные на ветках сладости, но зато для каждого члена многочисленной императорской семьи наряжалось свое собственное деревце, под которым лежали подарки! Рождественские подарки оставались символическим наследием тех самых даров, которые когда-то волхвы принесли младенцу Иисусу.
При русском императорском дворе было принято прикладывать к подаркам нечто вроде карточек или записочек с добрыми пожеланиями — подобный обычай упоминается и в европейской традиции. Такие карточки часто называют в числе предков поздравительной открытки.
Все, что входило в моду при дворе, быстро подхватывалось знатью. Постепенно рождественские елки в кругу семьи становились доброй традицией. Их украшали восковыми свечами, фонариками, цветами, лентами, яблоками, конфетами. В изготовлении декора обычно принимала участие вся семья — покупные украшения тогда были редкостью. Вырезали из бумаги снежинки и силуэты ангелочков, раскрашивали в разные цвета и оклеивали «чайной» фольгой грецкие орехи, из клочков ваты и разных лоскутков создавали фигурки сказочных персонажей. К концу XIX столетия наряженная елка уже становится непременным рождественским атрибутом.
Стоили елки довольно дорого, особенно, если учесть, что многие торговые предприятия продавали их уже в наряженном виде. Далеко не все могли себе позволить установить дома рождественское дерево, да еще и положить под него подарки для всех членов семьи. Но даже самые бедные люди стремились принести домой на Рождество хотя бы несколько зеленых колючих веточек и порадовать домочадцев чем-нибудь вкусным. И поэтому семья, радостно танцующая вокруг празднично украшенной елки, — один из самых распространенных сюжетов XIX — XX века.
Елку ждали, о ней мечтали, ее с огромной любовью наряжали — в первую очередь, конечно, этот праздник обожали дети. Все любят сюрпризы! Каждому знакомо удивительное чувство — когда ранним утром просыпаешься и вспоминаешь, что наступил Новый год — а значит, под елкой уже ожидают подарки! Во многих семьях было принято наряжать елку силами взрослых, оставив изнывающих от любопытства ребят томиться за дверью. Но зато, когда распахиваются двери и можно наконец-то войти в комнату, главное место в которой занимает яркое, сверкающее, пахнущее смолой и лесом деревце, — восторг становится неописуемым! Елка выполняла в том числе и воспитательные функции, ведь если не слушаешься бабушку, грубишь няне, плохо учишься — можешь и не получить подарков, которых с таким трепетом ожидаешь целый год. Конечно же, потом родители обычно вручали зареванному чаду заветный пакет или коробку — но сопровождали это назидательной беседой.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ОБЫЧАЙ — СВЯТКИ
Святками в славянских государствах принято называть дни от Рождества до Крещения. Когда христианство начало распространяться по миру, церковь призывала в эти дни посвящать больше времени религиозным размышлениям, отказаться от таинства заключения брака и многих других обрядов. Но, как это часто бывает, к новым традициям примешались старые — языческие. Гадания и ряженье, игры на свежем воздухе, веселые песни, призывающие благополучие и плодородие. По одной из версий, Коляда — имя древнего языческого бога, покровителя годового цикла, обновления природы. И когда стало понятно, что полностью искоренить языческий дух не удастся, церковь перестала бороться с народными святочными обычаями. Правда, в песнях рекомендовалось восхвалять Иисуса, а от гадания, ряженья, «личин» (масок) и очень уж разнузданных выходок — отказаться. И на многих старинных российских открытках можно увидеть разнообразные святочные сюжеты: девушек, гадающих на суженого, веселящуюся молодежь в вывернутых наизнанку тулупах и самодельных масках. Считалось, что во время Святок разнообразные злые силы пытаются испортить людям радость, принесенную вестью о рождении Христа. Но их можно отпугнуть страшными масками и веселым пением. С собой колядующие обычно носили вырезанную из доски или сделанную из папье-маше звезду на длинной рукояти, украшенную росписью, мишурой, стекляшками — в меру сил и возможностей. С одной стороны, это символ Вифлеемской звезды, с другой — память о языческих обычаях, символ солнца, напоминание о том, что «год повернул на весну».
Обязательная часть колядования — пожелания хозяевам. И Новый год, и Рождество — праздники, связанные с обновлением, с подведением итогов. И не зря издавна считается, что добрые пожелания, высказанные в эти дни, обязательно сбудутся! Праздник — время для развлечений, веселья, встреч с друзьями. И развлечения в России были такими же, как во многих странах Европы: катание на санях, на коньках, игра в снежки.
ИСТОРИЯ НОВОГОДНИХ И РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОЗДРАВЛЕНИЙ
В 1893 году в Российской империи была создана Община святой Евгении — благотворительное общество, членами которого были в первую очередь молодые сестры милосердия, выезжавшие для оказания помощи в детские колонии, провинциальные больницы для фабричных рабочих. В Санкт-Петербурге на Старорусской улице для общины был возведен целый комплекс: больница, учебные классы для медицинского персонала, домовая церковь, аптека. Для получения дополнительных средств на содержание всего этого община организовала собственное издательство — считается, что там-то и изготовили в 1898 году самые первые российские рождественские открытки. На них были представлены работы известных художников: Елизаветы Бем, Михаила Виллие, Ильи Репина, Валерия Овсянникова. Всего было разработано десять вариантов оформления открыток к Рождеству и одна пасхальная, каждая — тиражом 10 000 экземпляров.
Успех был грандиозный. Все раскупили мгновенно, и тираж пришлось отпечатывать еще раз. С этого времени начинается расцвет российской открытки: изготавливались рождественские, новогодние, пасхальные, ко дню ангела и просто художественные карточки, которые можно было приурочить практически к любому событию. На открытках типографии Общины святой Евгении размещали портреты представителей императорской фамилии, репродукции картин популярных художников, иллюстрации к сказкам, красивые пейзажи. Были среди них и изготовленные вручную!
В 1904 году по инициативе общины начал издаваться первый российский специализированный журнал об открытках — «Открытое письмо». Он подробно рассказывал историю открыток, изготавливавшихся по заказу Общины святой Евгении, а кроме того, в журнале публиковали статьи и исследования по истории открытых писем. Вместе с журналом подписчики получали эксклюзивные открытки, которые распространялись только в качестве приложения к «Открытому письму». Но, конечно, одни только благотворительные организации не могли бы удовлетворить растущий спрос.
Открытки отныне выпускали во многих крупных издательствах, также они изготавливались типографиями по заказу земских и городских почтовых отделений. Сюжеты их были очень разнообразны.
Открытки, созданные при Общине святой Евгении, всегда можно было узнать по эмблеме, расположенной с обратной стороны, где было место для наклеивания марки, написания адреса и собственно сообщения. Она представляла собой алый крест, увенчанный короной, с надписью «В пользу Общины святой Евгении». Надписи на оборотной стороне были на двух языках: «Открытое
письмо» и Carte postale, то есть «почтовая карточка».
Рождество тогда отмечалось более пышно, нежели Новый год, поэтому, если полистать альбомы со старинными открытками, то надписи «С Рождеством Христовым!» будут встречаться чаще, чем «С Новым годом!».
Чтобы разместить заказ на елочные игрушки с вашим собственным изображением — направьте фото/изображение/макет/логотип на почту metelitsa.su@mail.ru и согласуйте компоновку и доставку подарка.