ГОРОД КРОНШТАДТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Город Кронштадт — одно из самых уникальных мест Балтики. Кронштадт является первооткрывателем во многих направлениях. Кронштадт — город-остров в Балтийском море, где находится нулевая отметка уровня моря — точка, от которой измеряются все высоты и глубины России.
Кронштадт — нулевая отметка уровня моря. Все измерения абсолютных высот и глубин на картах России, согласованно с мировым уровнем, начинаются от нуля Кронштадтского футштока. На основе нуля Кронштадтского футштока рассчитываются орбиты планет и космических кораблей. По нулевому уровню Кронштадта выверяются все навигационные и топографические карты.
Город Кронштадт находится в Финском заливе, в 25-ти километрах от Санкт-Петербурга. Это единственный на Балтике город-остров. Город возведен на небольшом острове Котлин в Балтийском море, форма которого напоминает длинный клинок. Протяженность острова с Востока на Запад 12 километров, а с Севера на Юг всего 1 километр. Днем основания Кронштадта считается 7 мая 1704 года. Его возведение началось с укрепления острова мощными оборонительными сооружениями. Руководство этим строительством былом поручено Александру Меньшикову.
Александр Меньшиков, ближайший сподвижник Петра I, — первый строитель Кронштадтской крепости. После смерти государя Меньшиков волей судьбы оказался в сибирской ссылке. Там он вспоминал величайшие события минувших лет. Одно из необычных происшествий было о том, как Петр, стоя по колено в воде, примерял глубины у берега острова. Вдруг на мгновение в его глазах померк свет, закружилась голова. Государь чуть не упал в обморок. Именно тогда у Петра I закралась мысль, что именно здесь состоится решающая битва со шведами. Он ее представил. После этого государь приказал Меньшикову строить здесь крепость.
Прозорливый Петр I был настроен превратить пустынный остров в неприступную крепость для неприятельских кораблей. Пророчество Петра сбылось. Эта земля приняла решающий бой и крепость Кронштадтская обеспечила России выход в Балтику, открыв окно в Европу. К концу 20-х годов XVIII века Кронштадт стал одной из крупнейших военно-морских крепостей России и главной базой Балтийского флота России. Город развивался и как первый торговый порт на Балтике. Кронштадт — в переводе — корона города. В городе Кронштадте путешественники разглядят новые земли и новый путь к ним. Из порта Кронштадта уйдут корабли в новые неизведанные земли.
Итальянский граф Франциск Санти создал герб городу Кронштадт, сочинивший 97 гербов для городов и дворянских семей России. Герб Кронштадта появился в 1730 году. Геральдист Санти нарисовал башню с маяком и черный котел. Николай Бестужев так объяснил происхождение названия острова Котлин:
Когда осенью 1703 года Петр со своим отрядом высадился на остров, здесь была небольшая шведская застава. Шведы совсем не ожидали увидеть русских, все бросили, включая котел с пищей на костре. Существует версия, что именно отсюда название «шведский стол».
Вторая часть герба говорит о том, что Кронштадт — это порт. Маяк — ворота в город и сотни лет указывает морякам путь к берегам. Кронштадтскому маяку отведена особая роль. Маяки в городе появились в 1719 году, когда по распоряжению Петра I, на берегах Котлина стали зажигать огни для безопасного прохода кораблей. Через два года приступили к строительству уже каменного маяка. Именно Кронштадт стал начальным и конечным пунктом кругосветных плаваний и исследований новых земель.
В 1790 году двенадцатилетний Фаддей Беллинсгаузен, кадет Кронштадтского морского корпуса, успешно выдержав очередные выпускные экзамены, получает отпуск и приезжает на побывку домой. Его навещает лучший друг Янис. Юный моряк рассказывает о морской жизни. Фадей показывает свои рисунки с Кронштадтом, морем и кораблями. На одном из рисунков большая белая вода, окруженная водой. Фадей поясняет, что так выглядит земля на краю света. Он делится с другом своей мечтой — отправиться в путешествие и найти эту землю.
Фадей Беллинсгаузен стал легендарным мореплавателем, дважды обогнувшим землю. 4 июня 1819 года из Кронштадта на паруснике Восток он вышел на поиски еще не открытого шестого континента. 16 января 1820 года суда Беллинсгаузена и Лазарева подошли к берегу ледяного материка. Эта дата считается днем открытия Антарктиды.
Город Кронштадт видел победы и адмирала Степана Осиповича Макарова. Он был одним из немногих русских мореплавателей, совершивших в XIX веке, три кругосветных похода. Путешествие на корабле Витязь продолжалось почти три года (993 дня). Выйдя из Кронштадта, Макаров на Витязе пересек три океана и подошел к неизведанным берегам. С кораблем и Макаровым не произошло ни одного серьезного происшествия.
Идея исследования Северного Ледовитого океана с помощью мощных ледоколов зародилась у Макарова в Кронштадте в 1892 году. Спроектированный им мощнейший ледокол был способен расколоть могучие льды Арктики по северному морскому пути. В этой экспедиции Макаров вместе с экипажем корабля смог провести большую научную работу по изучению северных льдов, океанографии и фауны океана. За то время, что Макаров провел в Кронштадте, он выдвинул множество новаторских идей, которые нашли применение во всем мире.
Именно в этом городе Александр Попов смог продемонстрировать изобретение, которое изменит ход истории. В 1895 году молодой ученый Александр Попов переехал в Кронштадт по приглашению Технического училища Морского ведомства. Он преподавал в училище физику и занимался научными исследованиями, где ему пришла в голову идея произвести на свет прибор, который без всяких проводов может передавать сигнал бедствия. Здесь Александр Попов продемонстрировал действие прибора беспроводной связи — первый радиоприемник. В 1896 году Попов изготовил первый в мире рентгеновский аппарат и сделал рентгеновский снимок.
В 1824 году француз Петр Базен, талантливый инженер, приглашен в Россию для развития путейного дела и строительства. В скором времени он становится автором многих проектов и мостов Петербурга. Петр Базен был свидетелем наводнения в Кронштадте, унесшего жизни тысяч людей. Его потряс вид разрушенного города и затопленных кораблей. Именно в Кронштадте Петра посетила идея, что может спасти город от разрушительной силы стихии, преследующей его. Это должна быть каменная дамба. Строительство дамбы для защиты от наводнений началось только в 1979 году. При ее проектировании была взята идея Петра Базена, предложенная им в 1825 году (через год после разрушительного в Кронштадте наводнения). Только сто пятьдесят лет спустя его идея смогла быть осуществленной.